Пикселированная история: как сохранить культурное наследие с помощью новейших технологий и двигаться на границе между бизнесом и общественной активностью

3 роки назад
В Одессе набирает обороты Innovation Kitchen  новая инновационная экосистема, созданная на четырех этажах индустриального здания бывшего ателье «Платан». Сейчас она превратилась в коофис (коворкинг, но с отдельными кабинетами) для нескольких инновационных команд. (Подробный обзор и экскурсия выйдет в момент запуска, сейчас работа коофиса идет в тестовом режиме – прим. ред.)
 
Среди них  Pixelated Realities, общественная организация, занимающаяся сохранением культурного наследия цифровыми методами. Для этого команда использует 3D-сканирование, виртуальную и дополненную реальность. Подобные технологии позволяют расширить возможности работы со многими арт-объектами, которые представляют собой культурную и историческую ценность.
 
Также в активе Pixelated Realities – организация цифровых резиденций для художников в Одессе и других городах. На базе Innovation Kitchen и при поддержке УКФ команда запустила Лабораторию цифрового прототипирования, где можно отсканировать маленькие и большие объекты, напечатать что-либо на 3D принтерах и тому подобное.
 
Как возникла идея проекта, чем занимается команда, и как децентрализация подпитывает интерес к историческому достоянию, с соучредителем Pixelated Realities Яной Бойцовой поговорила CEO Innovation Kitchen, резидентка Reactor.ua Мария Яроцкая.
 
Материал был любезно предоставлен на основе инфопартнерских взаимоотношений.
 

О рождении идеи

Как-то Федор Бойцов, архитектор по профессии и соучредитель нашей организации, сотрудничал с компанией, которая планировала реставрацию знаменитого дома Руссова после пожара в 2009 году. Когда начинали работу, были уверены, что существует 3D-проект здания. И надеялись, что можно будет напечатать, например, декор, чтобы установить на фасад. Но выяснилось, что нет нормальных чертежей этого сооружения, а те, которые есть, не воспроизводят утраченных скульптур.

Так что Федор задумался: почему никто не использует инновационные методы для сохранения и реставрации культурного наследия.

К тому времени он уже имел разносторонний опыт – основал архитектурное бюро, был официальным дилером 3D Systems в Украине (продавал первые промышленные принтеры) и умел работать с виртуальной реальностью. Поэтому метод сложился сам собой. Не хватало только одного компонента: сканирования. Ведь если мы можем что-то отсканировать, то и напечатать не будет проблемой.

О технологическом прорыве

Технология, которую мы используем, называется «фотограмметрия». Возникла она еще в 1980-х. Тогда ее использовали геодезисты – причем без нормальных компьютеров и мощных видеокарт, которые мы имеем сегодня.

Федор познакомился с нашим другим соучредителем, Дмитрием Докуновым, именно благодаря фотограмметрии. Дмитрий просто обсуждал это на улице со знакомым, а Федор был настолько поражен услышанным разговором, что не смог пройти мимо. Так появился наш первый проект – сканирование памятника Дюку.

Люди, которые видели эту съемку, активно интересовались, что происходит и зачем мы это делаем. У нас еще не было нормального оборудования, камеры были примотаны скотчем к длинным палкам … Мы использовали специальные очки для управления дронами – так что выглядело это все странно и футуристично. Это был наш медийный дебют, многие написали о сканировании Дюка в Одессе. А мы впервые задумались, что на самом деле делаем: коммерческую историю или общественную организацию.

 

О становлении «Пикселированных» как ОО

В 2015 году мы поехали на настоящую конференцию для стартапов, это был саммит в Варшаве. Питчили свою идею раз 50 и поняли, что рынка для оцифровки наследия даже в Евросоюзе пока не существует. Инвесторы не понимают, зачем вкладывать в это деньги. Поэтому вернулись в Украину и занялись популяризацией, чтобы люди поняли, что мы делаем, и почему это важно.

Федор и Дмитрий на тот момент уже на 100% занимались нашим проектом, а вот у меня была стабильная айтишная работа, продакт-менеджмент. Сначала я занималась нашим стартапом в свободное время, потому что это было очень интересно и помогало профессионально развиваться.

Уже в 2016 году мы узнали о возможности финансировать поездки за небольшие гранты. Я пошла на семинар, разобралась, как это работает, и начала подавать заявки. Так мы попали на несколько программ и представили свою идею новым сообществам: о нас узнали директора музеев, люди из департаментов культуры и госучреждений. Наконец нас начали приглашать на сканирование определенных объектов.

Первым крупным заказом стала Почтовая площадь в Киеве. Археологи только что нашли там остатки древнего порта, поэтому нашей задачей было сканирование и создание виртуального тура.

За тот проект мы получили деньги, хотя и не очень большие. Сроки были такие, что больше ничем мы уже не могли заниматься. Впоследствии поставили себе целью взять несколько крупных проектов для портфолио, показать, на что способны. Таким образом продвигались вперед, нас стали больше приглашать, но частных заказчиков заинтересовать не удалось: культурное наследие, в основном, принадлежит государству. Мы продолжали искать грантовое финансирование, шли через маленькие события.

Настоящий прорыв произошел с началом децентрализации в Украине. Города получили собственные бюджеты на сохранение наследия, Украинский культурный фонд также начал расти и финансировать инновационные проекты. О нас узнали города, музеи.

В 2017 году мы получили крупный заказ на создание шести макетов знаковых зданий в Одессе. В 2019 году мне наконец удалось полностью перейти в «Пикселированных» – пока занимаюсь только операционным управлением этого проекта.

О любимой работе

Большую часть нашей работы составляют исследования. Таким образом удается постоянно узнавать что-то новое. Для обычного бизнеса это выглядит контрпродуктивно, но мы постоянно занимаемся R&D. Именно этот интригующий и амбициозный процесс нравится больше всего, это действительно импонирует.

О факапах

Мы точно учились на собственных ошибках, поэтому очень хорошо понимаем, что такое факап (смеется). Например, мы теперь хорошо знаем, что такое кассовый разрыв. И как трудно бывает, когда берешь слишком большой проект, который к тому же недофинансирован.

Почти каждый проект чему-то учит, и никогда все не удается на 100%.

Самое главное, что нужно помнить: если стремишься только к лучшему и идеализируешь свою деятельность, далеко не уйдешь. Лучше идти маленькими шагами, чем изводить себя за то, что что-то не удается. Когда мы отказались от перфекционизма, то начали переход к более успешным моделям работы.

Руководство будущим предпринимателям

Советую иметь финансовую подушку. Да,  жестко, но если ты сейчас живешь от зарплаты до зарплаты, все может закончиться плохо  для здоровья, близких и так далее.

Важно делать сознательный шаг к предпринимательству. Это того стоит. Другие предприниматели учат тому, что есть что-то другое и интересное за пределами офисного мира, общение с ними развивает и вдохновляет.

Можно вкладывать опыт, усилия и ресурсы в то, что тебе действительно нравится. И это приносит удовольствие от жизни, от того, что ты его не тратишь зря.

 

 

 

565
0
Дивіться також
Попри прогнозовані на 2024 рік тенденції до скорочення обсягів виробництва електромобілів, ринок продовжує поповнюватися новими пропозиціями. Ділимося  добіркою нових ...
Прошуміла офлайн конференція в Одесі -  Modern Information Tecnology 2023 (XIII міжнародна наукова конференція студентів та молодих вчених). ...
Серед безлічі професійних свят, є одне свято, яке з особливою теплотою і трепетом чекає більшість наших читачів. Звичайно, ...